Контрольно-счетная палата Ростовской области представила свой опыт государственного финансового контроля в области долговой политики на Всероссийском семинаре-совещании в г. Кисловодске
17.04.2018

«Актуальные вопросы государственного и муниципального финансового контроля в области долговой политики, проводимой субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями» - этой теме был посвящен Всероссийский семинар-совещание, проходивший 10 апреля в г. Кисловодске. Семинар проводился в рамках VII заседания отделения Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе.

В работе Совета принимали участие: Губернатор Ставропольского края В.В. Владимиров, председатель Думы Ставропольского края Г.В. Ягубов, директор Департамента внешних связей аппарата Счетной палаты Российской Федерации, ответственный секретарь Совета КСО при Счетной палате Российской Федерации – А.В. Базин, директор Департамента Счетной палаты РФ по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, долга иностранных государств и иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния – С.Н. Кудрявцев.

Кроме того, на заседании присутствовали представители Счетной палаты Российской Федерации, председатели всех отделений Совета КСО при Счетной палате РФ в федеральных округах, председатели комиссий Совета КСО, председатели и представители контрольно-счетных органов субъектов и муниципальных образований Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления Северо-Кавказского федерального округа.

Участники семинара-совещания обсудили актуальные вопросы государственного и муниципального финансового контроля в области долговой политики.

Так, директор Департамента внешних связей аппарата Счетной палаты Российской Федерации А.В. Базин в своем приветственном слове обратил внимание участников совещания на то, что повышению эффективности системы внешнего финансового контроля способствует усиление цепочки «Счетная палата – КСО субъекта – КСО муниципалитета» в рамках проведения совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, позволяющих охватить все уровни бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

С.Н. Кудрявцев в своем выступлении акцентировал внимание присутствующих на постоянном и системном мониторинге госдолга в субъектах Российской Федерации и проводимых экспертно-аналитических мероприятиях в этой области.

Руководители контрольно-счетных органов всех федеральных округов поделились опытом практической работы при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в своих регионах. Председатель Контрольно-счетной палаты Ростовской области, председатель отделения Совета КСО при Счетной палате Российской Федерации в Южном федеральном округе В.И. Хрипун и аудитор Палаты Н.А. Калашникова выступили с докладом на тему: «Практические аспекты государственного финансового контроля региональной и муниципальной долговой политики на примере Ростовской области».

Говоря о проблемах обеспечения сбалансированности бюджетов, реализации долговой и кредитной политики, В.И. Хрипун отметил, что эти вопросы, бесспорно, находятся в центре внимания представителей всех уровней власти. Это зона ответственности, прежде всего, финансовых органов, наделенных полномочиями по формированию и исполнению бюджетов, а также серьезный предмет проверки контрольно-счетных палат, осуществляющих внешний финансовый контроль.

«Контрольно-счетная палата Ростовской области в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий регулярно осуществляет финансовый контроль в области долговой политики на предмет соблюдения требований и ограничений, установленных бюджетным законодательством, проводит оценку эффективности бюджетных кредитов за счет средств бюджета», - сообщил председатель Палаты.

По словам В.И. Хрипуна, данные вопросы также в обязательном порядке рассматриваются при экспертизе проектов областных законов об областном бюджете и внесении изменений в закон об областном бюджете, при проведении проверок министерства финансов Ростовской области как главного распорядителя бюджетных средств. «Хотел бы особо подчеркнуть, что нашим областным законом предусмотрены такие проверки всех ГРБС не реже 1 раза в 2,5 года. Кроме того, данные вопросы включены во внешние проверки годовых отчетов об исполнении областного бюджета и местных бюджетов муниципальных образований, имеющих высокую долю межбюджетных трансфертов (более 50%). Систематически эта работа ведется также в комплексных проверках муниципальных образований в рамках контроля за соблюдением условий получения межбюджетных трансфертов (в Ростовской области 463 муниципальных образования, периодичность их проверок – также не реже 1 раза в 2,5 года)», - сообщил глава Контрольно-счетной палаты Ростовской области.

По совокупности подходов Палатой на системной основе анализируется состояние государственного и муниципального долга, его структура и динамика, принимаемые меры по оптимизации долговых обязательств, в том числе в части минимизации расходов на их обслуживание. Осуществляются все необходимые контрольные процедуры за достижением эффективного и целевого использования бюджетных кредитов, заимствованных средств, гарантированных займов, за своевременным возвратом полученных и выданных кредитов и уплаты процентов по ним.

В своем выступлении В.И. Хрипун обратил внимание участников семинара-совещания, что анализ состояния региональных и муниципальных долговых обязательств осуществлялся в Ростовской области в том числе и со стороны Счетной палаты Российской Федерации в 2015 году. «По обращению Счетной палаты России нами было проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Оценка эффективности использования финансовой помощи, предоставленной Ростовской области за счет средств федерального бюджета, в том числе оценка влияния такой помощи на объем и структуру государственного долга Ростовской области». Совместная работа проводилась в соответствии с программой и методиками, утвержденными Счетной палатой РФ», - отметил Валерий Иванович. По его словам, среди обозначенных проблем Ростовской области были отмечены: тенденция роста неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета, а также общего объема государственного долга и расходов на его обслуживание в 2014-2015 годах, как и в большинстве регионов России.

На основе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палаты, а также практики работы министерства финансов области была выявлена проблематика и сформулированы предложения в части повышения эффективности использования финансовой помощи, совершенствования государственной поддержки регионов со стороны федерального бюджета и регулирования долговой и кредитной политики различных публичных уровней. Все эти предложения направлены в Счетную палату Российской Федерации.

В 2016 году, с учетом актуальности проблемы и на основе проверок Счетной палаты России по сбалансированности региональных и муниципальных бюджетов и оценки уровня долговой нагрузки, Контрольно-счетной палатой Ростовской области уже самостоятельно была проведена тематическая проверка «Аудит эффективности долговой политики, проводимой Ростовской областью и муниципальными образованиями, и эффективности предоставления бюджетных кредитов, законности предоставления гарантий».

Детально о практических аспектах проведения данного аудита рассказала в своем выступлении аудитор Палаты Н.А. Калашникова. Наталья Александровна подчеркнула, что в условиях дополнительных ограничений, обусловленных заключенными Соглашениями с Министерством финансов России о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета, Ростовской областью соблюдаются принятые обязательства по обеспечению поэтапного сокращения доли общего объема долговых обязательств, в том числе доли объема долговых обязательств по кредитам, полученным от кредитных организаций.

В завершение мероприятия участниками встречи было отмечено, что прошедшее мероприятие стало уникальной возможностью для обмена опытом между представителями органов финансового контроля межрегионального уровня, Счетной палатой Российской Федерации и муниципальными контрольно-счетными органами.

Назад