Контрольно-счетная палата Ростовской области, созданная в марте 2002 года, является постоянно действующим государственным органом финансового контроля Ростовской области. Областным законом «О Контрольно-счетной палате Ростовской области» определены статус, задачи, порядок формирования, состав и структура, а также виды и порядок ее деятельности. Палата является юридическим лицом, обладает организационной и функциональной независимостью, средства на ее содержание предусматриваются в областном бюджете отдельной строкой. Палата осуществляет контроль на основе принципов законности, системности, объективности, независимости и гласности.
Контрольно-счетная палата состоит из председателя палаты, одного заместителя председателя, четырех аудиторов, инспекторского состава и аппарата. Инспекторы персонально закреплены за аудиторами, по 12 человек в каждом из четырех аудиторских направлений.
Председатель палаты, заместитель председателя и аудиторы назначаются Законодательным Собранием области сроком на 5 лет.
С момента создания палаты ее руководителем является Валерий Иванович Хрипун, который 22 февраля 2022 года был переизбран на пятый срок.
Для принятия решений по важнейшим вопросам деятельности, в том числе по вопросам планирования и организации контроля, создана коллегия палаты.
Палата реализует свои основные функции по контролю за формированием и исполнением областного бюджета и бюджета фонда обязательного медицинского страхования, а также эффективностью использования государственной собственности. Для исполнения этих функций палата проводит проверки органов местного самоуправления по использованию ими материальных ресурсов и финансовых средств, предоставляемых им для осуществления отдельных государственных полномочий Ростовской области, а также соблюдения ими условий получения межбюджетных трансфертов. Палата проводит проверки главных распорядителей средств областного бюджета по фактическому исполнению сметных назначений собственных расходов и осуществлению ими ведомственного финансового контроля. В обязательном порядке с 2008 года проводятся внешние проверки годовой бюджетной отчетности главных распорядителей средств областного бюджета и годового отчета об исполнении бюджета областного фонда обязательного медицинского страхования. Палата также осуществляет экспертизу проектов нормативных правовых актов, предусматривающих бюджетные расходы или влияющих на формирование и исполнение областного бюджета.
Реализуя принцип гласности, палата ежеквартально выпускает информационный бюллетень, где публикуются отчеты и информации о результатах проверок, представляющие практический интерес для руководителей организаций, получающих бюджетные средства.
Оперативная информация о деятельности палаты регулярно размещается на портале Счетной палаты Российской Федераций и контрольно-счетных органов Российской Федерации.
Свое 20-летие Контрольно-счетная палата Ростовской области встретила серьезными результатами.
Налажена четкая и действенная система финансового контроля всех муниципальных образований и главных распорядителей бюджетных средств.
За годы работы Палатой проведено более 2200 контрольных мероприятий, в том числе 242 – по областным ведомствам. Проверено бюджетных средств на 1,7 трлн. рублей. Возвращено в консолидированный бюджет области 1,4 млрд. рублей.
В течение двух десятилетий деятельности региональной Контрольно-счетной палаты выводы ее экспертов становились основой для управленческих решений и законных мер реагирования. По материалам проверок было принято свыше 9,5 тысяч правовых актов.
Сегодня орган внешнего государственного финансового контроля Ростовской области работает в условиях реализации внесенных изменений в закон о Контрольно-счетной палате. Закон наделил Палату необходимой компетенцией для осуществления системного внешнего аудита.
Основная задача заключается не только в контроле целевого и эффективного использования бюджетных средств, но и в обеспечении востребованности результатов проверок, как при принятии управленческих решений, так и в законотворческом процессе.
Одно из приоритетных направлений деятельности Палаты касается вопросов реализации межбюджетных отношений. Контроль местных бюджетов должен быть направлен не только на усиление финансовой дисциплины, но и на выявление точек роста для развития территорий, стимулов для укрепления собственной доходной базы местных бюджетов.
Другое важное направление - контроль реализации региональной составляющей национальных проектов и программ: не только целевого, но, прежде всего, результативного использования бюджетных средств, выделенных на их осуществление.