Историческая справка

Контрольно-счетная палата Ростовской области создана в марте 2002 года и является постоянно действующим государственным органом финансового контроля Ростовской области. Областным законом «О Контрольно-счетной палате Ростовской области» определены статус, задачи, порядок формирования, состав и структура, а также виды и порядок ее деятельности. Палата является юридическим лицом, обладает организационной и функциональной независимостью, средства на ее содержание предусматриваются в областном бюджете отдельной строкой.


Палата осуществляет контроль на основе принципов законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.

В 2011 году рабочей группой, включившей в себя представителей Законодательного Собрания Ростовской области, Палаты, органов исполнительной власти области, прокуратуры Ростовской области и Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области, был подготовлен проект нового областного закона «О Контрольно-счетной палате Ростовской области». Он был разработан в связи с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Областной закон был принят Законодательным Собранием Ростовской области 2 сентября 2011 года и подписан Губернатором Ростовской области 14 сентября 2011 года.

Принятие областного закона позволило привести законодательство Ростовской области в соответствие с требованиями федерального законодательства, сохранив при этом имеющуюся в области правовую базу, направленную на успешную реализацию Контрольно-счетной палатой Ростовской области своих полномочий и обеспечение прав проверяемых органов и организаций.

Контрольно-счетная палата состоит из председателя палаты, заместителя председателя, четырех аудиторов и аппарата. В связи с необходимостью обеспечения координации деятельности палаты по реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции, а также усиления взаимодействия с правоохранительными органами и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в структуре палаты создано управление правового и кадрового обеспечения, введена должность заместителя председателя, возглавляющего соответствующее направление.

Председатель палаты, заместитель председателя и аудиторы назначаются Законодательным Собранием области сроком на 5 лет.


Для принятия решений по важнейшим вопросам деятельности палаты, в том числе по вопросам планирования и организации контроля, в ее структуре создана коллегия.

Организационное, правовое, методологическое, информационное обеспечение деятельности палаты возложено на соответствующие функциональные отделы, которые образуют аппарат палаты.

Руководствуясь федеральным и областным бюджетным законодательством, палата реализует свои основные функции по контролю за формированием и исполнением областного бюджета и бюджета фонда обязательного медицинского страхования, а также за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Ростовской области. Кроме того, палата осуществляет контроль за ходом и итогами реализации областных долгосрочных целевых программ, ведомственных целевых программ. Палатой осуществляется участие в пределах своих полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции.

Для исполнения этих функций палата:

 

· осуществляет организацию и проведение контроля за исполнением областного бюджета;

· проводит комплексные и тематические проверки областного бюджета, бюджета областного фонда обязательного медицинского страхования, местных бюджетов – получателей межбюджетных трансфертов из областного бюджета;

· проводит контрольные и экспертно-аналитические мероприятия по использованию бюджетных средств главными распорядителями средств областного бюджета, контролю за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Ростовской области, а также проверки местных бюджетов в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, в том числе контроль за соблюдением условий получения межбюджетных трансфертов. Законом установлена обязательная периодичность таких проверок 1 раз в 2,5 года.


Кроме того, в обязательном порядке проводятся внешние проверки годовой бюджетной отчетности главных распорядителей средств областного бюджета и годового отчета об исполнении бюджета областного фонда обязательного медицинского страхования. Начиная с 2008 года, палатой проводятся внешние проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований с периодичностью 1 раз в 2 года.


Палата также осуществляет экспертизу проектов нормативных правовых актов, предусматривающих бюджетные расходы или влияющих на формирование и исполнение областного бюджета, проводит анализ и исследование выявленных нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение предложений в Законодательное Собрание Ростовской области и Губернатору Ростовской области по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом.

В момент создания палаты в 2002 году ее штатная численность составляла 37 человек.

В 2006 году в связи с реформой местного самоуправления, осуществлением системного подхода к организации финансового контроля в Ростовской области и, соответственно, ростом количества объектов проверок и новых видов контрольных мероприятий штатная численность палаты была увеличена и по состоянию на 1 января 2021 года составляет 78 человек, из них инспекторский состав – 48 человек, в том числе 16 главных инспекторов, являющихся руководителями проверок.

Палата осуществляет свою деятельность на основе годовых планов работы, рассматриваемых коллегией Контрольно-счетной палаты и утверждаемых председателем Контрольно-счетной палаты Ростовской области. Внеплановые контрольные мероприятия проводятся по решению коллегии Контрольно-счетной палаты на основании поручений Законодательного Собрания Ростовской области, предложений и запросов Губернатора Ростовской области.

По результатам проведенных контрольных мероприятий палата осуществляет контроль за исполнением представлений и предписаний, направленных руководителям проверенных объектов для принятия мер по устранению выявленных нарушений.

Система реализации материалов проверок предусматривает, что информация о результатах каждого контрольного мероприятия в обязательном порядке направляется Губернатору Ростовской области и в Законодательное Собрание Ростовской области. В случаях непринятия необходимых мер по устранению нарушений в полном объеме Губернатору Ростовской области направляются предложения по применению финансовых санкций, которые, как правило, поддерживаются, принимаются необходимые управленческие решения. На основании этих решений и в соответствии с бюджетным законодательством министерством финансов Ростовской области на сумму не устраненных нарушений приостанавливается перечисление средств из областного бюджета, сокращаются лимиты бюджетных обязательств.

Снятие мероприятия с контроля производится при условии принятия всех необходимых мер по устранению выявленных нарушений или применения к нарушителям определенных законодательством санкций.

Реализуя принцип гласности, палата ежеквартально выпускает информационный бюллетень, где публикуются отчеты и информации о результатах проверок, представляющие практический интерес для руководителей организаций, получающих бюджетные средства.


Оперативная информация о деятельности палаты регулярно размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


В целях повышения эффективности деятельности и в соответствии с Областным законом «О Контрольно-счетной палате Ростовской области» палатой осуществляется взаимодействие с другими контрольными и правоохранительными органами.

Палата является членом Совета контрольно-счетных органов при
 Счетной палате Российской Федерации с момента его создания 21 марта 2014 года. Ключевыми аспектами работы Совета являются вопросы организации совместных проверок, перехода на программный принцип формирования бюджета, проведения аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг, разработки критериев и методик оценки эффективности бюджетных расходов, вопросы совершенствования законодательства о внешнем финансовом контроле.


В 2005 году Контрольно-счетная палата Ростовской области была принята в организацию европейских региональных контрольно-счетных органов EURORAI и принимает активное участие в ее работе. В рамках обмена опытом палата получает информационные и методологические материалы, что, в свою очередь, позволяет, применяя их на практике, совершенствовать организацию и проведение финансового контроля в области.


Федеральным законом от 01.07.2021 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» было усовершенствовано правовое регулирование деятельности региональных контрольно-счетных палат и существенно расширены полномочия по осуществлению внешнего государственного и муниципального финансового контроля.

В целях приведения областного законодательства в соответствие с данным законом Законодательным Собранием Ростовской области внесены изменения в Областной закон от 14.09.2011 № 667-ЗС «О Контрольно-счетной палате Ростовской области». Изменения коснулись порядка формирования, принципов деятельности и полномочий Палаты. Были внесены изменения в структуру и штатную численность Палаты.

Для реализации переданных полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля на областной уровень с января 2022 года в Контрольно-счетной палате Ростовской области создано управление муниципального контроля.

По инициативе представительных органов муниципальных образований, в которых отсутствуют контрольно-счетные органы, в конце 2021 года были заключены соглашения о передаче Палате полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля со 129 муниципальными образованиями, из них: 15 муниципальных районов, 2 городских округа и 112 городских и сельских поселений, которые реализуются с января 2022 года. В марте 2023 года были заключены еще 10 соглашений о передаче полномочий с муниципальными образованиями, из них: 1 муниципальный район и 9 сельских поселений, вступающих в силу с января 2024 года.